С появлением в семье ребенка многое меняется. Меняется привычный уклад жизни, меняется отношение ко многим прежде привычным и устоявшимся понятиям и вещам. Меняются отношения между родителями малыша. В общем, еще не понятно, кто кого первым начинает воспитывать – мы наших детей, или они нас. Всего лишь своим появлением!
А что же дальше? А потом они растут... Радуют нас своими успехами. Вначале самыми простыми: улыбкой в наш адрес, протянутыми ручками, первым шагом, первым словом... Начинаются вопросы: а почему, а как, а зачем... И мы понимаем, что иногда, чтобы ответить на детский вопрос, не лишним было бы заглянуть в энциклопедию, или обновить свои сведения о каком-то предмете или явлении. Правда, это знакомо каждому родителю?
Мы приучаем их мыть руки перед едой и чистить зубы перед сном, а они нас – выполнять свои обещания.
Мы учим их быть вежливыми, а они нам говорят, что делать это надо не только на людях, но и дома.
Мы учим их уважать взрослых, а они пытаются нам доказать, что малыши тоже имеют право на уважительное отношение и собственное мнение.
Они доверяют нам бесконечно, и требуют от нас того же.
В общем, процесс воспитания касается всех.
Дети вырастают. И вот уже родители нуждаются в их внимании, а потом и в их заботе. И вот тут проявляется, насколько мудры были родители, насколько терпеливы и последовательны в процессе воспитания ребенка.
Не думаю, что «хороший ребенок» — это случайная родительская удача. Скорее всего – это результат взаимных усилий детей и родителей.